Политтехнологии:
ТОП-10 «верняков» на выборах

Политические технологии выборов в России
Чтобы выигрывать выборы, нужно постоянно изучать психологию «глубинного народа»
«Верняк!». Именно так опытные политтехнологи называют предвыборный ход, удачный трюк или эффективный способ донесения политического месседжа до избирателя. «Верняк» – это результативная политтехнология, которая приходится точно ко времени и месту, помогая обойти конкурентов в борьбе за депутатский мандат, кресло мэра или должность губернатора региона. Причем«верняк» на поверку может оказаться старым и затертым до дыр шаблоном, не раз применявшимся в других избирательных кампаниях или PR-проектах.
Но даже широко известные (и при этом прекрасно зарекомендовавшие себя на практике!) политтехнологии работают от этого не менее эффективно. Да и «срока годности» для методов манипуляции массовым сознанием попросту не существует. Главное правило: применять любые политические технологии в своей деятельности с умом и трезвой оценкой их степени влияния!
И еще. Все политтехнологии на выборах невозможно описать досконально. Поэтому предлагаемая вашему вниманию «сумма политтехнологий» является лишь коллективным мнением специалистов экспертной технологической группы Политтехнолог.ру

Политтехнологии – 10 место: Поквартирный обход избирателей лично кандидатом

Работает на «отлично» в компактных избирательных округах, где кандидат в состоянии самостоятельно достучаться хотя бы до 50% квартир.

Чтобы добиться успеха, ко внутренней уверенности в себе кандидату стоит добавить обаятельную улыбку, десяток цепляющих фраз (а лучше подготовить и заучить внятный речевой модуль), запас визиток с адресом общественной приемной и контактным телефоном (своим или помощника). Длительность общения с избирателем не должна превышать двух минут, ибо главная цель – максимально возможное количество контактов и рукопожатий за ограниченное количество времени.

Личный поквартирный обход – это простая, дешевая и эффективная политическая технология с вирусным WOW-эффектом («Слышь, Зина, ко мне сегодня депутат домой приходил!»).

Политтехнологии – 9 место: Размещение «балконок»

Предвыборными баннерами на балконах жилых домов удивить сегодня кого-то
уже достаточно сложно. Однако данная политическая технология до сих пор остается относительно доступной и практически незаменимой, если вы ведете
избирательную кампанию при противодействии административному ресурсу. Когда кандидату заблокирована возможность размещать крупноформатные билборды и яркую рекламу на уличных стендах, «балконки» остаются одним из немногих технологичных способов донести до избирателей самую главную информацию о себе – ФАМИЛИЮ.

Надо признать, что для этой политтехнологии не так давно был найден мощный административный антидот. Рецепт его прост. Фасады домов (и балконы жителей соответственно) признаются общедомовым имуществом, а не индивидуальным имуществом собственника жилья. После этого сотрудники управляющей компании подключают спецтехнику и промышленных альпинистов, чтобы демонтировать баннеры «неудобного» для администрации города или района кандидата.

Политтехнологии – 8 место: Запуск слуха

Раскрою профессиональную тайну. Зачастую слухи, переданные из уст в уста, воспринимаются избирателями в качестве куда более достоверного источника информации, нежели официальные заявления на ТВ, радио или в прессе.

Психологически слухи важны для каждого из нас в качестве «независимых», достоверных ориентиров, способствующих формированию собственного мнения и оценки в отношении определенной ситуации, события или персоны.

Политические технологии не стоят на месте. Сегодня самые разные слухи распространяются и через социальные сети, и через популярные мессенджеры, «заражая» широкие слои населения. Однако классический слухмейкинг традиционно направлен на целевую аудиторию 60+. Иначе говоря, на пожилых людей, у которых в силу возраста и узости ежедневного круга общения значительно снижен порог критического восприятия входящей информации.
Слухи могут эффективно запускаться через доверительную беседу специально нанятых и обученных «говорунов». Те якобы делятся последними «новостями» между собой. Причем обсуждают нечто «сенсационное» там, где обычно пожилых людей скапливается больше обычного. То есть в отделениях Почты России и Сбербанка, на местных рынках, у продуктовых дискаунтеров, в аптеках, на лавочках во дворах. Так работают политтехнологии запуска слухов и, шире, социальная инженерия.

Политтехнологии – 7 место: Вброс фейка

Социальная сеть Facebook уже объявила о разработке алгоритма определения недостоверной информации в своей ленте новостей. Между тем, вброс фейка и дальнейшее его распространение в СМИ является малозатратной и, при определенном стечении обстоятельств, весьма мощной политтехнологией.

По большому счету, фейком, который взорвет информационную повестку, в наше время может стать все что угодно! Фотомонтаж, постановочное событие, старая новость, видео «очевидца», скриншот несуществующего комментария влиятельного политика или телезвезды в социальной сети. Достаточно добиться минимальной степени достоверности, чтобы фейк «выстрелил».

В глобальном обществе переизбытка информации, клипового мышления
и постправды, охота за горячими новостями и скандалами становится
чуть ли не олимпийским видом спорта. Теперь каждый второй хочет самым
первым сообщить нечто дикое, неожиданное, цепляющее внимание всех и сразу. Именно по этим принципам и работают фабрики фейков. В погоне за траффиком и вниманием аудитории средства массовой информации охотно тиражируют непроверенную информацию, а сетевые политтехнологии – достигают своей цели.

Политтехнологии – 6 место: «Самострел» или «прививка»

Вступая в неравную борьбу с более сильным и ресурсным оппонентом, стоит заранее подстраховаться. Очевидно, что соперник рано или поздно решит дискредитировать вас в глазах избирателей. Поэтому «прививайтесь» или включайте «самострел»! Попросту говоря, «наедьте» на самого себя так,
чтобы обычные люди усмотрели в этом происки злодея-конкурента.

Найдите способ первым донести до людей версию о возможном заказчике
компромата или угроз в ваш адрес до людей. Намекните, кто за этим стоит. И как можно более прозрачно – остальное обыватели додумают сами.

Кстати, в 90-е годы политические технологии такого рода применялись с особым размахом. Многие известные нам по новостям тех лет покушения, взрывы машин, нападения на видных политиков и кандидатов являлись как раз таки тщательно срежиссированным «самострелом».

Политтехнологии – 5 место: «Отзеркаливание»

В погоне за тем, чтобы резко снизить рейтинг того или иного кандидата, заставить его сторонников сомневаться в своем выборе, особо отмороженные политтехнологи обычно не гнушаются ничем. Но все чаще возникают ситуации, когда попытка дискредитации соперника «в лоб» не приводит к ожидаемым результатам – избиратели попросту не верят подметным листовкам и сплетням. При всем этом рейтинг очерняемого кандидата, наоборот, еще и начинает расти!

Феномен устойчивости политика к различного рода «грязным» технологиям предвыборной борьбы зовется «тефлоновостью». Почему? Как и к хорошей сковороде с тефлоновым покрытием, к такому политику информационная
«грязь» попросту не липнет.
В таком случае задействуются другие политические технологии. Например, «отзеркаливаются» агитационные материалы оппонента. То есть копируется фирменный стиль, цветовая палитра, дублируется верстка, слоганы, подбираются схожие фото, шрифты. Подменяется только самое главное – контент, который тиражируется якобы от лица тефлонового конкурента. Обязать пенсионеров платить специальный налог? Кандидат – за! Лишать всех позднородящих женщин материнского капитала? Это справедливо! И т.д. и т.п.

Распространение «зеркальных» печатных материалов, которые воспринимаются избирателями как оригинальные, способно быстро снизить лояльность даже
самых преданных сторонников атакуемого кандидата. Их первоначальные симпатии и возникшее было доверие, словно по волшебству, обращаются
в глубокую антипатию и разочарование.

Политтехнологии – 4 место: Уличный формирующий опрос

Суть технологии в «намагничивании» избирателей под видом изучения общественного мнения. Так как на задаваемые манипуляторами вопросы можно отвечать по-разному, у людей сохраняется полная иллюзия объективности, свойственная процессу обычного социологического опроса. На деле же все обстоит немного иначе. Ответы респондентов в данном случае не важны совсем. Важны определенным образом сформулированные вопросы, вызывающие позитивные или негативные коннотации у отвечающих.

И еще. Формирующий опрос должна инициировать и проводить частная исследовательская организация, которая формально не связана ни с одним из кандидатов. От этого зависит как эффективность политтехнологии в целом, так и непротиворечивость избирательному законодательству.

Политтехнологии – 3 место: Однофамилец оппонента

Старая технология «двойников», несмотря на ужесточение избирательного законодательства, по праву остается одной из самых распространенных и востребованных в России. По статистике, за счет механической ошибки избирателя при голосовании, однофамилец конкурента может оттянуть на себя, в среднем, от 10 до 30% его сторонников. Конечно, при соблюдении одного условия. В алфавитном порядке фамилия кандидата-торпеды должна быть расположена в избирательном бюллетене раньше (выше).
На фото – пример реального итогового протокола голосования на выборах в региональное законодательное собрание. Невооруженным взглядом видно, что двойник депутата Евгения Боровика безработный Денис Боровик оттянул у того
21% сторонников. А благодаря наличию в бюллетене Михаила Викторовича Клименко недополучил 10% голосов своих избирателей Клименко Михаил Николаевич. Весьма наглядный пример того, как работают политические технологии на практике.

Политтехнологии – 2 место: Повесткообразующая газета

Нововведения в федеральном законодательстве, вступившие в силу накануне выборов в Государственную Думу-2016, де-юре запретили кандидатам использовать в своих агитационно-пропагандистских материалах изображения других людей, в том числе и членов своей семьи. Исключение в законе сделано лишь для фотографий кандидата среди «неопределенного круга лиц». Однако, по мнению политических юристов, отсутствие прецедентов и сложившейся судебной практики в этой части чревато рисками снятия кандидата с выборов.
Другое дело, что политические технологии не стоят на месте. Выход из тупиковой ситуации есть. Это повесткообразующая газета, зарегистрированная в качестве СМИ на имя бесстрашного и труднодоступного для правоохранителей учредителя и издателя. По счастливой случайности этот «медиамагнат» выписывает доверенность одному из близких к предвыборному штабу кандидата соратников.

В ходе избирательной кампании такое СМИ создает на своих страницах исключительно положительный образ кандидата и бесплатно распространяется
в избирательном округе. При этом ответственность за возможное нарушение законодательства целиком и полностью лежит на учредителе и издателе данного средства массовой информации. Кандидат же, чьи достижения превозносятся в такой газете (с фотоиллюстрациями без ограничений и позитивными высказываниями лидеров общественного мнения), формально не имеет к ней никакого отношения.

Политтехнологии – 1 место: Робоколл

Robocall дословно означает «роботизированный звонок». В процессе такого рода
коммуникации исключается участие оператора традиционного колл-центра, а, значит, и пресловутый человеческий фактор. Заметим, что речь не идет о банальном автоинформаторе. Политические технологии такого рода основаны
на передовых методах распознавания речи. Это значит, что современный телефонный робот может не просто проговаривать записанный заранее набор фраз, но и переходить к следующему действию в зависимости от предыдущего ответа респондента.

Так, в сегментирующем телефонном опросе кандидат может выявить и собственных сторонников, и сторонников своих оппонентов. Более того, в зависимости от политических предпочтений того или иного избирателя, имеет возможность повлиять на симпатии и антипатии каждого ответившего, но – различным образом. Например, мобилизовать своих сторонников, озвучив какую-то позитивную инициативу или призыв. Или скорректировать убеждения избирателей, симпатизирующих его соперникам.

Огромный плюс робоколла – невозможность блокировки запуска и реализации технологии административными методами. Плюс высокая скорость и огромный охват в единицу времени. Автоматический дозвон до десятков тысяч абонентов стационарной и сотовой связи ежесуточно является вполне посильной для робоколла задачей.

С развитием техники и искусственного интеллекта, появлением социальных и нейронных сетей, второе рождение переживают и политические технологии (политтехнологии). Однако сами по себе они всего лишь инструменты, которые постоянно усложняются и трансформируются. Поэтому применение той или иной политтехнологии может быть оправдано только стратегией избирательной кампании, увязано с ее реальным сценарием и конкретной предвыборной ситуацией. При всем этом, хотели бы мы этого или нет, выборы и политтехнологии связаны друг с другом неразрывно.
© 1998 — 2023
Современные политтехнологии на выборах в России — Политтехнолог.ру
Избирательные политические технологии выборов. Центр (институт) политических технологий и школа политтехнологий.